Глава  10

Методические   проблемы   краеведческой   литера­турной библиографии

Краеведческая литературная библиография является, с одной стороны, составной частью литератур­ной библиогра­фии, ее своеобразной отраслью, с другой стороны — сос­тавной частью краеведче­ской библиографии.

Критерием выделения краеведческой библиографии ху­дожественной литературы в особую подсис­тему литератур­ной библиографии является специфический объект крае­ведческой литературной библиографии. Это, во-первых, пуб­ликации художественных произведений, в которых данный край на­шел свое отражение, во-вторых, литературо­ведческие и критические материалы, которые посвящены этим произведениям и их авторам, и, в-третьих, публикации произведений местного народного творче­ства и произве­дений писателей и литературоведов, которые непосред­ственно принимали или принимают активное участие в литературной жизни края.

Все материалы объединяются общим понятием «связь произведений печати и их авторов с данным краем». Следует, однако, отметить, что ни в теории, ни в практике краеведческой литературной библиографии пока нет единой точки зрения в определении содержания краеведческой литературной библиографии. Нередко в понятие «краевед­ческая библиография» включают художественные произведения, литературоведческие и критические материалы, связанные с краем не только своим содержанием, но и местом издания, т. е. выпущенные местным издательством. Решение этого методического вопроса должно определять­ся конкретными целями, которые ставит перед собой то или иное пособие. Материалы, связанные с краем лишь фак­том издания, могут быть включены в те пособия, которые воссоздают картину литературной жизни края в целом.

Краеведческая литературная библиография, как и ли­тературная библиография в целом, по общественному (це­левому и читательскому) назначению разделяется на два основных вида: научно-вспомогательную и рекомендатель­ную.

Пособия в помощь научной работе призваны содейст­вовать удовлетворению информационно-библиографических потребностей специалистов-краеведов. Основные направле­ния литературного краеведения сформировались достаточно четко и представлены такими темами, как: «Писатель и наш край», «Русские писатели в нашем крае», «Литературная жизнь края», «Литературные периодические издания» и др. Соответственно этой тематике в системе научно-вспомога­тельной библиографии определились и важнейшие типы пособий: биобиблиографические словари «Писатели... края (области)»; персональные указатели «Писатель и наш край», «Писатель в нашем крае», «Русские писатели на нашей земле», указатели к литературным периодическим изданиям.

В тех пособиях, которые рассчитаны на оказание по­мощи литературоведам и специалистам, главное место за­нимают материалы историко-литературного характера. При этом широко отражаются не только материалы, пря­мо относящиеся к творчеству данного писателя, но и так называемые косвенные источники (о литературном окру­жении писателя, общественной и культурной жизни края, периодических изданиях, в которых сотрудничал писатель, и т. д.), необходимые исследователю.

Рекомендательная краеведческая библиография худо­жественной литературы пропагандирует лучшие в идейно-художественном отношении произведения, в которых нашла яркое отражение жизнь данного края, и тем самым содей­ствует воспитанию у читателя чувства советского патрио­тизма, развивает любовь к Родине, которая всегда свя­зывается у человека с родным краем. Краеведческий ука­затель художественных произведений знакомит читателя с историей края, воссоздает панораму современной жизни, рассказывает о лучших людях края — земляках и урожен­цах. Большое воспитательное и познавательное значение рекомендательных краеведческих пособий художественной литературы определяет место этих изданий в системе крае­ведческой литературной библиографии.

Систему краеведческой литературной библиографии сос­тавляют следующие виды библиографических пособий, вы­деляемых по содержательному признаку:

1) персональные указатели и биобиблиографические словари;

2) тематические указатели художественной литературы о крае.

В краеведческой литературной библиографии исполь­зуются все методические приемы, присущие как литератур­ной, так и краеведческой библиографии. Однако ей свой­ственны и специфические приемы, которые и обусловли­вают выделение краеведческой литературной библиогра­фии в самостоятельный комплекс.

Персональные указатели. Пособия, посвященные пи­сателям данного края, широко представлены в краевед­ческой литературной библиографии. Следует отметить, что современный этап ее развития характеризуется стремлением к созданию преимущественно развернутых библиогра­фических указателей, а не «памяток», как это было в 50—60-е гг. Выпуск персональных указателей перестает связываться с юбилеями писателей, а приобретает плано­вый характер, о чем свидетельствует тенденция издания не отдельных указателей, а серий указателей («Писатели-сибиряки», «Писатели-вологжане», «Творчество наших зем­ляков», «Писатели — наши земляки» и др.).

Методика составления персональных указателей крае­ведческой библиографии аналогична соответствующему типу пособий литературной библиографии. Краеведческая специфика проявляется в преимущественном внимании к отражению в пособии материалов краеведческого характе­ра, широком использовании местных публикаций и матери­алов местных периодических изданий.

Разновидностью персональных краеведческих указате­лей являются пособия, раскрывающие биографические и творческие связи писателя с краем. Это специфические для краеведческой литературной библиографии пособия типа «Писатель и наш край» («А. Фадеев и Кубань», «М. Горь­кий и родной край», «Тургенев и Орловский край» и др.). Такие пособия посвящаются писателям, которые не могут Рассматриваться как местные писатели, но эти писатели связаны с данным краем биографически или творчески (уро­женцы края, писатели, временно проживавшие в нем, и т. д.). Назначение пособий — раскрытие литературных свя­зей края с отечественной литературой, отражение жизни края в творчестве отдельных писателей. Как правило, пособия типа «Писатель и наш край» адресуются специа­листам литературного краеведения и носят научно-вспо­могательный характер.

В соответствии с этим читательским и целевым назна­чением решаются и вопросы методики составления указа­теля. В целом для указателей подобного типа характерно стремление дать полный свод литературы по теме. Разыска­ние и выявление печатных материалов — наиболее слож­ный вопрос методики. Для решения его составителю необ­ходимо прежде всего определить круг источников разыс­кания. Важнейший среди них — краеведческий СБА. Соста­вителю необходимо просмотреть имеющиеся библиографи­ческие пособия, посвященные данному краю, прикнижные библиографические материалы в изданиях литературного краеведения. Особенно внимательно следует относиться к обследованию местных периодических изданий, на страни­цах которых освещаются различные аспекты общественной и литературной жизни края. Наконец, для выявления ли­тературы необходимо привлечение и некраеведческих ука­зателей, посвященных данному писателю, и общелитера­турных пособий, имеющих персоналию данного писателя или материалы по литературному краеведению.

Материалы, отражающие связь писателя и края, весьма разнообразны по своему характеру. Помимо произведе­ний писателя, созданных на местном материале, в пособии обычно указываются и произведения, написанные в период пребывания писателя в крае. В указателе должны отра­жаться не только художественные произведения писателя, но и его публицистические выступления, критические статьи, письма к местным деятелям, воспоминания самого писателя о пребывании в крае, воспоминания современников, содер­жащие сведения о пребывании писателя в крае. Назван­ные материалы включаются обычно во все пособия данного типа, независимо от читательского назначения.

В указатели, предназначенные для краеведов-исследо­вателей, включаются материалы, воссоздающие обществен­но-политическую жизнь края в период пребывания в нем писателя, так называемые косвенные источники. Выявление косвенных источников должно быть особенно тщательным.

Основным   принципом   отбора   материала   для   пособия «Писатель и наш край» является отбор литературы по со­держанию, т. е. по наличию в ней сведений о связи писателя с краем. В указателе «Писатель и наш край» целесооб­разно иметь два основных раздела: публикации текстов писателя; публикации литературы о писателе.

Необходимым элементом пособия должны быть биогра­фическая справка или биографическая канва, содержащая основные факты и сведения из жизни писателя в период пребывания его в данном крае.

Систематизация материала в указанных разделах осу­ществляется на основе общепринятых принципов литера­турной библиографии.

Следует отметить, что наряду с указателями, отражаю­щими связь одного писателя с краем, составляются сводные пособия, посвященные группе писателей («Русские писатели на Владимирской земле», «Писатели на Новгородской зем­ле» и др.). Специфическим вопросом методики составле­ния этих сводных указателей является вопрос отбора имен писателей, чье творчество может быть представлено в нем. При решении этого вопроса учитываются идейно-художест­венная значимость творчества писателя, степень его участия в литературной жизни края, характер его связей с данным краем. Структура сводных указателей «Писатели в нашем крае» сходна со структурой биобиблиографического слова­ря.

Биобиблиографические словари в системе краеведческой литературной библиографии получили особенно широкое распространение. За последние 20 лет издано более 20 био­библиографических словарей («Писатели Дона», «Писатели земли Омской», «Писатели Саратова», «Калининградские писатели», «Куйбышевские писатели», «Томские писатели», «Писатели Восточной Сибири» и др.). Некоторые из них вышли уже вторым изданием.

Интенсивное развитие этого вида пособий краеведческой литературной библиографии, отсутствовавшего в дореволю­ционной библиографии, обусловлено активизацией литера­турной жизни в краях и областях страны. За годы Совет­ской власти на местах выросли кадры литературоведов и критиков, занимающихся разработкой проблем, связанных с изучением литературы края. За последнее время лите­ратурное краеведение пополнилось многочисленными рабо­тами, способствующими всестороннему изучению как совре­менного литературного движения, так и истории литературы. Опубликовано значительное количество материалов, про­слеживающих связи писателей с тем или иным краем, областью, регионом. Возрастающий удельный вес биобиблио­графических словарей в продукции краеведческой литературной библиографии является также показателем возросше­го уровня краеведческой литературной библиографии.

Основной методический вопрос, определяющий специ­фику биобиблиографического словаря писателей края, состоит в определении круга имен писателей, творчество которых отражается в пособии. Как в библиографической практике, так и в специальной литературе этот вопрос до настоящего времени не получил окончательного решения.

В библиографической практике мы встречаемся с тре­мя вариантами решения вопроса об отборе имен писателей, включаемых в словарь. Первый из них — персональный состав словаря определяется составом писательской орга­низации области. По такому принципу составлены сло­вари «Писатели Саратова», «Писатели Дона». Второй ва­риант — в словарь включаются члены местной организа­ции писателей, а также писатели области, чьи произве­дения уже изданы отдельной книгой (например, «Куйбы­шевские писатели»). Третий вариант — словарь включает сведения о тех писателях, чье творчество является опре­деленным вкладом в литературу края или представляет исторический интерес для краеведов-исследователей, препо­давателей, студентов и т. д. («Писатели — вологжане», «Калининские писатели»).

При решении вопроса о круге имен, подлежащих вклю­чению в биобиблиографический словарь края, прежде всего возникает проблема отнесения литератора к «местным» писателям.

В трактовке объема понятия «местный писатель» су­ществуют разные точки зрения. Н. В. Здобнов понятие «местный писатель» трактовал очень широко: так, сибир­скими писателями признавались все, кто создал хотя бы одно стихотворение на сибирскую тему. Е. И. Рыскин считал возможным ограничение словаря писателей советского пе­риода составом краевой литературной организации, по­скольку Союз писателей СССР объединяет всех творчески оформившихся писателей нашей страны. М. А. Брискман и некоторые другие специалисты считали, что в словарь должны включаться имена тех писателей, которые были связаны с краем в течение всего своего литературного пути или длительное время.

Наиболее верным критерием включения писателя в биобиблиографический словарь должна быть творческая связь писателя с краем. Поэтому неоправданным будет отказ от включения в словарь писателей, какое-то время живших в крае и сыгравших определенную роль в литера­турной жизни края.

Второй важный аспект решения вопроса персонального состава словаря писателей — это качественный отбор имен писателей. Он осуществляется в зависимости от читатель­ского и целевого назначения пособия. Если пособие рас­считано на широкие круги читателей, то ведущим крите­рием для включения писателей в словарь должна быть идейно-художественная значимость их творчества. В слова­рях же, предназначенных в помощь научной работе, зако­номерен учет всех писателей, творчески связанных с лите­ратурной жизнью края.

Важным элементом биобиблиографических словарей писателей края являются биографические справки. Помимо основных сведений о жизни и творчестве писателя, эта справка должна показать связь писателя с краем, дающую основание для включения его в биобиблиографический словарь.

Другие вопросы методики составления биобиблиогра­фических словарей менее специфичны. Так, отбор литератур­ного материала (произведения писателей, литература о них), систематизация и библиографическая характеристика обусловлены прежде всего читательским и целевым назна­чением, и их решение зависит от характера пособия, будет ли оно рекомендательным или научно-вспомогательным.

В практике краеведческой литературной библиографии не получили сколько-нибудь значительного развития по­собия типа «Литературная жизнь края». Поэтому нужно считать необходимым в биобиблиографическом словаре на­личие общего раздела («Литература общего характера» или «Литературная жизнь края»). В нем следует сосре­доточить сведения о литературе, освещающей различные аспекты литературного процесса края: деятельность писа­тельской организации, встречи писателей с читателями, участие писателей в литературной жизни страны, деятель­ность литературных объединений и кружков, шефская ра­бота писателей, состояние литературного краеведения. Осо­бого внимания заслуживают материалы местных периоди­ческих изданий — общих и отраслевых, — являющихся цен­ным источником изучения литературного процесса в крае.

Среди биобиблиографических словарей принципиально новым событием стал биобиблиографический указатель «Русская литература Сибири» (Новосибирск, 1976—1977), посвященный литературе целого большого региона. По содержанию и структуре это пособие общего характера, включающее материалы по различным проблемам раз­вития литературы Сибири в разные периоды ее истории. Эти материалы составляют общий раздел, затем идут пер­сональные разделы. В указателе отражено творчество 420 писателей, тесно связанных с общественной и культурной жизнью края. И для этого нового типа пособия специфи­ческим вопросом методики остается вопрос определении персонального состава указателя, а также детальная раз­работка его общего раздела.

Тематические указатели художественной литературы о крае типа «Наш край в художественной литературе» — важное звено в системе краеведческой литературной библиографии. Как правило, эти указатели носят реко­мендательный характер и рассчитаны на пропаганду про­изведений, в которых нашла яркое отражение жизнь ука­занного края. Краеведческие указатели художественных произведений выполняют познавательную (ознакомление с историей родного края, современной действительностью) и воспитательную функции. Поэтому закономерно отра­жение в указателях этого типа только лучших произведе­ний устного народного творчества, художественных произ­ведений, публицистических материалов. Являясь темати­ческим пособием, указатель «Наш край в художествен­ной литературе» составляется на общих для всей темати­ческой литературной библиографии принципах. Основная проблема при составлении пособия — это проблема выяв­ления и отбора лучших литературно-художественных про­изведений.

Разыскание литературы о крае связано с определен­ными трудностями. Помимо произведений местных авто­ров, жизнь края находит отражение и в произведениях писателей, когда-то живших в крае (уроженцев, земляков), печатающихся в центральных издательствах, издательствах других областей. Поэтому, кроме краеведческих указа­телей, необходимо использование общелитературных и те­матических указателей, а в некоторых случаях и персональ­ных.

Составители указателей «Наш край в художественной литературе» стремятся возможно полнее выявить литера­туру, в которой нашли отражение те или иные стороны жиз­ни края. В одних случаях это отдельные зарисовки, замет­ки, в других — широкие полотна, многогранно рисующие жизнь края в различные исторические периоды, мемуары, ценные своим фактическим материалом. Содержание пособий не ограничивается включением в них только книг, ши­роко привлекаются и материалы из периодической печати.

Обычно литература, рекомендуемая в пособии, отражает прошлое и настоящее края. Однако в одних случаях соста­вители раскрывают тему на материале только советской литературы («Советский Дальний Восток в художествен­ной литературе», «Художественная литература о Магадан­ской области»), в других — дореволюционной и советской литературы («Город Горький и Горьковская область в ху­дожественной литературе», «Куйбышевская область в ху­дожественной литературе»).

В практике составления пособий данного вида имеет место тенденция чрезмерно широкого толкования понятия «краеведческая тематика» художественного произведения. В результате в краеведческий указатель включаются про­изведения, отнесение которых к краеведческим вызывает большие сомнения (например, в пособие «Курский край в художественной и мемуарной литературе» необоснованно включены повесть Н. В. Гоголя «Коляска», «Дело Артамо­новых» М. Горького и ряд других произведений). Крае­ведческий профиль произведений, отраженных в пособии, должен быть достаточно ясен для читателя. Не следует от­ражать произведения, в которых край является лишь слу­чайным фоном книги, где о крае лишь упоминается или на основе косвенных данных предполагается, что в них рас­сказывается об этом крае.

Такой «исчерпывающий» подход особенно неприемлем для пособий рекомендательного характера, призванных пропагандировать наиболее ценные в идейном и худо­жественном отношении произведения.

Требования, предъявляемые к методике аннотирования художественных произведений в тематическом краевед­ческом указателе, являются общими для тематической ли­тературной библиографии. Но, помимо основных элемен­тов, аннотации должны выявлять и подчеркивать те сторо­ны произведения, которые связаны с данным краем. Же­лательно в аннотации включать сведения, характеризу­ющие автора, его связь с краем, а также в необходимых слу­чаях и критическую оценку произведения.

Следует отметить, что составители данного типа по­собий недооценивают значение вспомогательных указа­телей. Хронологическая группировка материалов не обес­печивает разноаспектного поиска и подбора литературы. Поэтому необходимым элементом вспомогательного аппа­рата этого типа пособий должны быть следующие указатели: именной, заглавии произведении, тематический, гео­графический.

Кроме рекомендательных библиографических пособий, посвященных краю в целом, могут создаваться темати­ческие пособия, отражающие литературно-художественные произведения о какой-то стороне, проблеме, периоде жизни края (например, «Советский Дальний Восток в годы граж­данской войны», «Подвиг целинников Казахстана в худо­жественной литературе» и т. д.). При их составлении учитываются общие принципы методики тематического биб­лиографирования художественной литературы.

Подводя итоги, следует сказать, что краеведческая ли­тературная библиография, имея целый ряд существенных методических особенностей, составляет органическую часть литературной библиографии в целом и подчиняется общим принципам ее методики.